Мы поиграли в Элекс и увидели сходства и различия с легендарной Готикой.
|
Оригинальное рабочее название этой эпичной игры с открытым миром было "Эволюция". Звучит вполне рационально, если вспомнить основную идею: знакомый и привычный мир уничтожен, и цивилизация развивается заново посреди постапокалиптической пустоши - где-то по пути Средневековья, а где-то по научно-фантастическому сценарию. Эволюция как она есть. Те, кто знаком с историей рурпотской студии, обнаружат под этим рабочим названием и её собственную историю: Элекс и для самих Пираний стал огромной эволюцией. Шаг в технологии нового поколения (ELEX, в отличие от Risen 3, полностью основан на DirectX 11), новый сеттинг, самый большой игровой мир в истории студии, совершенно новые способы развития сюжета игры и так далее. Элекс - эта та величина, которой мы будем измерять дальнейшее творчество Пираний, как доныне измеряли Готикой (кстати, прошло уже более 15 лет со времён релиза первой части). Я посетил логово Piranha Bytes - целый день играл в Элекс, задавал бесчисленное множество вопросов от лица фанатов, и теперь мне более-менее ясно как на самом деле развивается эта пост-апокалиптическая RPG. И можете быть уверены - готическое наследие ощущается в ней всей кожей.
Сам подписал себе смертный приговор
В начале игры (демо) в первую очередь мы попадаем в область, которая называется Абесса, и это центр игрового мира в Элексе. Она напоминает Центральную Европу - обширные пастбища, пологие холмы, леса на фоне заснеженных гор. Наш герой стартует на разрушенном участке дороги, который приводит в тоннель, где мы сразу находим несколько зелий, сигареты и рулон туалетной бумаги. Потом мы выходим оттуда и оказываемся в сельской местности. Собирательство - по-прежнему одно из основных развлечений пираньевских игр, на этот раз арсенал для крафтинга существенно расширен, и как всегда повсюду раскиданы боеприпасы, валюта, и даже аудиозаписи, рассказывающие нам различные истории о славном прошлом. Многие люди знают, что случилось, но не знают почему: в планету врезался метеорит Элекс (давший название веществу, которое он с собой принёс) и поэтому мир пришёл в упадок. Постепенно уцелевшее человечество выяснило, что элекс можно использовать в качестве источника энергии, а ещё в качестве чудо-наркотика - как большинство и делает, обретая при этом невиданную мощь, но напрочь лишаясь эмоций. Протагонист долгое время поступал именно так, он был бездушным жестоким Альбом, но в один прекрасный день лишился наркотика и первый раз в жизни в нём проснулись хоть какие-то чувства. От разработчиков слышны громкие обещания захватывающего сюжета, но никаких дополнительных подробностей до сих пор нет.
В игровом мире элекс не только чудодейственное лекарство, но и валюта под названием элексит.
|
Демо-сессия длится уже несколько часов, а мы до сих пор в Абессе. Судя по всему, и в финальной версии игры вышеназванный город станет отправной точкой нашего путешествия. У нас нет ограничений - мы можем идти куда пожелаем и делать всё, что заблагорассудится. Тем не менее, разгуливать по лесам вокруг Абессы без должной прокачки и снаряжения небезопасно, поскольку повсюду рыщут враги, в любую секунду готовые разорвать нас на части: разбойники, рапторы, мутировавшие монстры и роботы. Даже сейчас, в приличной броне и при оружии, наш герой подвергается смертельной опасности. Здесь Элекс унаследовал одну из сильных сторон Готики: без надлежащей подготовки в некоторые сюжетные (или просто интересные/ богатые лутом) области игроку хода нет.
Наш первый бой не слишком впечатляет: укрываясь в траве я без особого напряга расстрелял из бластера маленький роботизированный беспилотник. На шум борьбы прибежал гигантский мех в сопровождении ещё парочки беспилотников и несколько Альбов-охотников с джетпаками. Альбы - это люди, потребляющие слишком много удивительного препарата, элекса, они холодные, расчётливые и бесчеловечные. Им удалось накопить огромный багаж знаний о высоких технологиях. Будучи на волосок от смерти, с третьего раза мы переживаем эту конфронтацию, и решаем посетить поселение людей, дабы отдышаться. ELEX является настолько жёстким, насколько игрок сам этого захочет - уровень сложности выставляется в два клика. Также, в меню опций можно настроить перекаты и уклонения - помогут ли они нам получать меньший урон от атак врага, или же сделают вовсе неуязвимыми. Боевая система наиболее отчётливо показывает эволюцию Элекса по сравнению с Готикой.
Gothic vs. Elex: боевая система
Классический ближний бой навевает воспоминания о былых временах: мы можем выходить с мечом наперевес против шустриков (маленькие свиноподобные бешеные монстры), мутантов, ящеров и задавать им неплохую трёпку, блокировать атаки и уклоняться с помощью правой кнопки мыши. Что касается крафта - можно, к примеру, вставлять специальные драгоценные камни в рукоять, чтобы мечи приобретали дополнительные функции, такие как огненный урон или выкачивание крови из врага (прим. дословно - "кровопотеря"). Кто-то может счесть такую боёвку старомодной, но я призываю вас обратить внимание на множество новых комбинаций, например, с одновременным использованием реактивного ранца. Даже в ближнем бою мы легко можем активировать высокий прыжок, а то и воспарить на три фута в воздух, а затем спикировать вниз, прямо на врага, и нанести сокрушительный удар. В зависимости от настроек уровня сложности, враги атакуют поодиночке или группой. Если группой - накидываются все одновременно (в отличие от прошлых игр Piranha Bytes), так что нам волей-неволей придётся выдумывать различные хитрости: уворачиваться, прыгать, плавать от позиции к позиции, употреблять зелья усиления и быстро менять боевой арсенал.
Помимо типичного фэнтезийного вооружения имеются и SciFi-варианты. Нам особенно понравился пиломеч с вращающимся лезвием, наносящий глубокие кровывае раны, и потому особенно эффективный против божьих тварей, но бесполезный против роботов. Ещё стоит обратить внимание на арбалет в стиле "Ходячих мертвецов" - да, работает по принципу готических арбалетов, но зато его можно заряжать взрывающимися и плазменными болтами. Вообще, дальний бой претерпел значительные изменения, и стал таким же интересным, как и ближний. В нашем роскошном арсенале имеются гарпуны, мини-ракеты, гранатомёты, импульсные винтовки, дробовики, луки... Управление огнестрелом интуитивно понятное (не то, что в Risen) - мы имели удовольствие весело палить по врагам из гранатомёта. Тем временем, Пираньи уверяют нас, что к релизу противники обзаведутся различными средствами защиты.
У протагониста ELEX есть имя, но Пираньи отказываются его называть. Так нечестно!
|
В Элексе нет ни магов огня, ни инквизиторов, но магия всё же имеется. Какие заклинания будут доступны главному герою - зависит от выбранной гильдии. Если хочется использовать классические шаровые молнии - можно присоединиться к анти-технологичным Берсеркам, которые черпают ману из грунтовых насосов (прим. такими насосами являются так называемые "сердца природы" - огромные светящиеся шары-деревья, о них чуть ниже). С ними контрастирует SciFi-утончённость Клериков - они пользуются высокотехнологичной перчаткой, имеющей огромную силу. Например, она генерирует "чёрные дыры", поражающие всех без разбору - и врагов, и друзей. Особенно интересным мы нашли "волшебство" Изгоев (фракция №3). Они принимают внутрь так называемые стимуляторы для достижения конкретных эффектов, например, маскировки. Или для отображения врагов на мини-карте. Нас дико радует сумашедший герой с огнемётом наперевес, с ног до головы накачанный стимуляторами.
Умение обращаться с оружием зависит в большой степени от совокупности всех навыков, которыми мы владеем. Пока не все перки и таланты интегрированы в демо-версию, но общая картина прокачки уже ясна: с каждым новым уровнем мы получаем очки обучения, очки атрибутов, хит-поинты; увеличивается шкала жизненной энергии. Очки атрибутов мы вкладываем в силу, мастерство и т.д. Враги, которые имеют порядочную мышечную массу под бронёй - лучше владеют оружием, но бывает, что им не хватает ловкости: например, парень-грабитель не мог уворачиваться и сталкивался с нами нос к носу, пока мы шинковали его в капусту.
Со времён демонстрационного демо с Gamescom'a анимация бега была существенно улучшена, так как игроки сочли её слишком деревянной.
|
RPG по-рурпотски
Окей, мы сражаемся с монстрами, юзаем оружие и магию, но не это является целью игры в данном демо: битвы нас порядком утомили и заставили искать простого человеческого общения. Нам надо попасть в этот проклятый город Клериков, который выглядит таким неприступным из-за огромного энергетического купола. Проклятый, потому что мы можем дойти только до ворот, а там местный страж издевается над нами и требует ID. Недружелюбные NPC, энергетические куполы, неприступные форты - да уж, в ELEX проявились лучшие традиции Готики. Взаимодействия с NPC в демке крайне мало, но уже сейчас чувствуется типичный "Рурпорт" - чарующие диалоги Piranha Bytes с их ворчливым прагматизмом, "Оставь меня в покое!"-менталитетом и эмоциональностью. Наш моральный выбор в Элексе гораздо сильнее влияет на игровой мир, нежели в Готике. Это видно когда, например, на экране появляется сообщение: "Густав вас запомнил". На нас объявят охоту, если мы прошмыгнём в город по поддельной ID-карте. За последствия придётся отвечать даже если мы воспользовались этой уловкой всего лишь раз, и у нас давно сделаны настоящие документы. Чтобы избежать кары, мы вынуждены бежать к хозяину города и честно сознаваться, что воспользовались фальшивой ID-картой, а заодно придётся указать на тех, кто изготовил подделку. Соответственно, возникают новые ветки квестов.
Конечно, в раннем билде невозможно оценить разнообразие квестов, так что над этим пунктом можно пока поставить огромный знак вопроса. Сюжет Элекса весьма противоречивый, многогранный, нелинейный и страшно увлекательный. Наш герой имеет определённый показатель "холодности", который мы меняем посредством своих решений, постепенно двигаясь в сторону "человечности" и "эмоциональности" (прим. аналог кармы или души в Risen 3). Что интересно, и холодность, и эмоциональность - вовсе не абсолютное зло или добро. Впрочем, всё это пока не реализовано. Квестов в Абессе, Городе-под-куполом, очень много, они вариативны и интересны, в них тесно переплетаются фэнтезийные, постапокалиптические и SciFi-элементы. Но мы не хотим здесь задерживаться, ведь у нас нет ограничений, какие были в демке с Gamescom'а, и мы можем осмотреть незавершённые части мира ELEX.
Игровой мир - это ещё один большой шаг в сторону от готических корней. На бумаге всё выглядит складно - разработчики обещают привнести в игру колоссальное количество футуристических плюшек, чтоб сразу бросалось в глаза, что это именно научно-фантастическая вселенная с открытым миром, но пока это выглядит как Миненталь или Хоринис. Мы пролетели над оставшимися неизученными участками карты. Ландшафты ELEX максимально земные: тут нет диковинных "природных экспериментов" в стиле No Man’s Sky или Звёздных войн. То, что мы видели, можно увидеть и на Земле: пустыни, районы с повышенной вулканической активностью, снежные пейзажи, береговые линии... Но есть одно большое "но". Нельзя сказать, что новая игра Пираний копирует Gothic 3. За каждым лесистым холмом скрывается какой-нибудь уникальный и весьма незаурядный элемент, пробуждающий любопытство. Например, огромное "сердце природы"-генератор маны, которое коренится посреди леса в локации Берсерков. Только представьте себе огромное оранжевое человеческое сердце (размером с ресторан Макдональдс), от которого тянутся сосуды и вены через весь лес. Или штаб-квартира Берсерков, представляющая собой разрушенный отель - настоящий дворец, построенный задолго до глобальной катастрофы.
Одним из пасхальных яиц будет автокатастрофа в пустыне, в лучших традициях Ночи Ворона.
|
Ну, что касается доспехов, то тут парни и девчонки из Piranha Bytes как всегда на высоте. Обмундирование и одежда у каждой гильдии весьма своеобразны. Клерики смахивают на Дарта Вейдера, их броньки выполнены из серого неопрена и пластика, и всё это увенчано ярко-красными шлемами. У Изгоев в чести пальто, шлемы-авиаторы, брюки-карго, застёжки-молнии - эти ребята сильно напоминают бандитов из Fallout. Берсерки щеголяют в традиционных кованных доспехах и шлемах викингов. Представители фракции Альбов умеют изготавливать супер-футуристические драгоценные доспехи белого цвета.
Пока в пре-альфе не доведены до ума погодные эффекты. Посмотрим, как их реализуют, и как это скажется на атмосфере игры. Не стоит обманываться насчёт графики - это вам не The Witcher 3. Эссенская команда, с её 25 сотрудниками, слишком мала. Мужайтесь, нас ждут анимации как в Risen 3. Поединки выглядят топорно, но весело. То же самое можно сказать и о лицах, жестах и мимике NPC, хотя их эмоции чувствуются в диалогах. Такую экономию мы наблюдаем у Пираний постоянно, но она не помешала им обзавестись армией фанатов, потому что их игры имеют массу других достоинств. Надеемся, что в этот раз произойдёт то же самое - плюсы ELEX перекроют неизбежные минусы.
В своём нынешнем состоянии игра явно на правильном пути, основные задачи уже воплощены в жизнь. В ELEX фанаты могут воочию увидеть эволюцию, однако чего-то революционного ожидать не стоит. Некоторые новые возможности мы находим очень интересными: расширение арсенала оружия, усовершенствование боёвки, научно-фантастические пейзажи, мутировавших монстров, новую систему магии, различия между фракциями... Но Элекс до мозга костей потомок Готики - может, это и к лучшему, но игрокам всё же следует заранее запастись терпением. Сюжет - вот что самое важное. Диалоги, персонажи, квесты и атмосфера - вот те показатели, по которым мы будем судить насколько удался эксперимент под названием Элекс. Так что, ждём от Piranha Bytes мастер-класс по части сюжета. Если игрокам понравится это жестокий мир, со всеми его мутантами, конкурирующими бандами и нищетой - то эта игра станет для студии новой величиной, новым рубежом. Непростая задача.
Димитри Хэллай, автор статьи Если бы я заказывал музыку, то потребовал бы римейк Готики 1 и 2 в качестве новой игры Piranha Bytes. Это было бы круто! Но боже мой, когда я начал обрабатывать на эту тему эссенских разработчиков - они лишь закатывают глаза от такого предложения. Вечно одно и то же - это невыносимо скучно, а Элексом они поглощены целиком и полностью. После предварительного просмотра я тоже доволен: ELEX может стать действительно хорошей игрой от Пираний, со всеми их фирменными фишками, за которые я люблю студию до сих пор, простив им даже ужасную недоделанную Gothic 3. Тем не менее, инновационная смесь таких жанров как SciFi, постапокалипсис, фантастика и фэнтези оставляет странное послевкусие. До сих пор я чувствуя себя в мире Элекса не так, как в Долине Рудников, несмотря на все крутые и интересные места. Такую мешанину жанров Пираньи могут компенсировать только связным сюжетом и квестами, а в этом плане почти ничего не понятно. Быть может, что-то прояснится в феврале, а пока игра медленно движется к бета-версии. |